СообЧа > База Знаний > Железо > Other

Вопрос

Меня интересуют прерывания: какая железка на каком прерывании сидит?

Ответ

Аппаратные прерывания: IRQ 0 — прерывание таймера. Генерируется 91 раз за 5 секунд. Применяется в данном качестве с момента создания первого IBM PC.

IRQ 1 — прерывание клавиатуры. Так же, как и предыдущее, было изначально. Генерируется контроллером клавиатуры при каждом нажатии на клавишу или ее отпускании.

IRQ 2 — именно через него в IBM AT работал второй контроллер прерываний. Впоследствии вместо двух отдельных микросхем оба контроллера превратились в две части чипсета, но IRQ 2 так и осталось никому не доступным: его использование системой сохраняется для совместимости.

IRQ 3 используется вторым коммуникационным адаптером (UART2). Какое конкретно устройство будет его генерировать, зависит от очень многих факторов: это может быть второй последовательный порт COM2, внутренний модем, настроенный как COM2 или COM4, или инфракрасный адаптер. Можно отключить UART2, но присвоить IRQ 3 никому не удастся.

IRQ 4 используется первым коммуникационным адаптером. В остальном все практически идентично предыдущему случаю (генерируется первым последовательным портом COM1, модемом на COM1 или COM3), за исключением инфракрасного адаптера.

IRQ 5 изначально предназначалось для использования вторым параллельным портом LPT2. Впоследствии оказалось, что два параллельных порта практически никому не нужны, поэтому IRQ 5 перешло в разряд свободных. В IBM XT на IRQ 5 висел жесткий диск. Через некоторое время Creative Labs, создавая Sound Blaster, пришла к выводу, что предпочтительнее всего использовать именно IRQ 5. С тех пор является излюбленным для звуковых карт ISA. Звуковые карты PCI также иногда используют это прерывание для эмуляции SB. IRQ 5 можно привязать к слоту PCI.

IRQ 6 используется флоппи-контроллером, начиная с первых PC. Сейчас его можно отключить, если перейти на USB'шный. Однако к слоту PCI привязать его нельзя.

IRQ 7 — по умолчанию прерывание первого параллельного порта LPT1. При отключенном порте (если принтер отсутствует или USB'шный) может использоваться различными устройствами. IRQ 7 можно привязать к слоту PCI.

IRQ 8 — прерывание часов реального времени, впервые появившихся в IBM AT. Другое использование невозможно.

IRQ 9 — свободно. Следует воздержаться от его использования на очень старых платах, где оно было зарезервировано для системного использования.

IRQ 10 свободно без всяких ограничений.

IRQ 11 обычно резервируется для шины USB, однако может применяться и в других целях при отключении USB в BIOS.

IRQ 12 зарезервировано для мыши PS/2, однако может применяться и в других целях (если мышь PS/2 отсутствует или отключена).

IRQ 13 изначально применялось арифметическим сопроцессором, который в первых PC являлся отдельной микросхемой. Хотя в настоящее время сопроцессор стал неотъемлемой частью центрального процессора, это прерывание зарезервировано для совместимости со старым программным обеспечением.

IRQ 14, IRQ 15 применяются, соответственно, первичным и вторичным IDE-контроллами. В большинстве случаев по крайней мере один из них может быть освобожден от устройств и отключен, что позволит применять IRQ в любых целях.

Карточки занимают те прерывания, которые обозначены как свободные или которые можно привязать к слоту PCI. Это делается в BIOS. По сути, важно лишь прерывание видяхи, поскольку в основном Win на BIOS плевать хотела и вполне иожет повесить несколько устройств на одно прерывание (так поступают Win2000 и ХР).

Касательно 21ого прерывания. Прерывание 21h (обычно про h забывают — слишком часто это прерывание используется)- это одно из основных прерываний DOS, в котором заключены наиболее часто используемые функции, например, вывод текста на экран, ввод с клавиатуры, открытие, чтение и запись в файл и многое другое.



Copyright © 2000-2004 Сообщество Чайников
Контактная информация